Главная Подлинный Лик МП Часть 2 Часть 3 Часть 4


ЧАСТЬ 4

ПРОСВЕЩАЕТ НАС ДУХОВНО НЕ КТО-ЛИБО -
СЛАВНО-ПРАВОСЛАВНЫЕ ТАЛИБЫ


Как и во вселенском Православии, так и особенно ярко - в российском проявились крайние фланги - "либерал-демократы" с одной стороны и их ярые противники - консервативные радикал-экстремисты, идейным вождем которых был митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев)- на другой. Хотя Митрополит и умер в 1995 году, но его дело живет и побеждает, имея в рядах приверженцев большинство членов Синода, правящих архиереев, приходских священников и основную массу монашеского корпуса. В то время как немногочисленные реформаторы в Московской Патриархии гонимы (священник А. Мень убит, его книги фактически запрещены к продаже в церквах, церковных магазинах и лавках, за исключением двух-трех московских храмов), о гонениях на о. Георгия Кочеткова и на его многочисленную паству, пытавшихся воплотить в своей приходской жизни минимальные, наиболее назревшие реформы, в частности проводить богослужения на русском языке - широко известны. Единственный орган информации, который условно можно отнести к "умеренно-либеральному" направлению - Христианский церковно-общественный канал на радио "София" получил в свой адрес в 1997 году грозное предупреждение Патриарха Алексия II: "Мы считаем, что участие членов клира РПЦ на указанном радио-канале "София" - недопустимы, как противоречащее духу православной веры"
Мощное же крыло фундаменталистов-фанатиков, являющихся правящим подавляющим большинством в РПЦ, контролирует многочисленные средства информации, выражающие их идеологию: радиостанция и газета "Радонеж", субботняя религиозная программа митрополита Кирилла на ОРТ , газеты "Русь православная" и "Русь державная", телепрограмма и журнал "Русский дом", спецвкладыш коммунистической газеты "Завтра" и наиболее маргинальные - малотиражные "Я - русский", "Мы - русские", "Наше отечество", "Пульс Тушина", "Дуэль" и др.
Более умеренные, но часто содержащие выпады против инославных и либералов: "Православная Москва", "Московский церковный вестник". Что же касается провинциальной прессы, то органов местного "талибанства" - несть числа! Перечислим основные принципы "Символа веры" православного "талибана" Московской Патриархии:
1. Ретроспективность мировоззрения - обращенность назад, сакрализация прошлого. Подлинная истина - лишь в древнем благочестии.
2. Вера в незыблемость, истинность лишь старого стиля (юлианского календаря). Фундаменталисты - принципиальные старостильники.
3. Неприемлемость богослужения на современных языках: для россиян - недопустимость служения на русском.
4. Запрет уставных богослужебных изменений.
5. Приверженность идеи псковского старца Филофея (XV в.) - "Москва - Третий Рим". И отсюда:
6. Политико-религиозная жажда восстановление в России монархии, империи и церковно-государственной симфонии, якобы существовавшей до 1917 года.
7. Воинствующий антиэкуменизм, требование выхода РПЦ из Всемирного совета церквей (вслед за Болгарской и Грузинской Церквями).
8. Крайняя враждебность к инославным: католикам, протестантам и др. естественно вплоть до деструктивных сект.
9. Враждебность к Западу, к его политическому общественному укладу, к западной культуре. Особенно к США и военному союзу НАТО.
10. Неприятие демократии, демократических свобод, прав человека и в особенности - свободы совести. На архиерейском соборе РПЦ в августе 2000 года была принята концепция крайнего неприятия права на свободу совести: "Утверждение юридического принципа свободы совести свидетельствуют об утрате обществом религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии и фактической индифферентности к делу церкви и победе над грехом".
11. Антисемитизм, уверенность, что во всех несчастьях России повинны евреи. Духовный учитель православного "талибанства" митрополит Иоанн (Снычев), вдохновитель гонений на сторонников церковных реформ, был убежденным антисемитом, верил в подлинность "протоколов сионских мудрецов", в мировой заговор против России и Православия - оплота подлинной борьбы против антихриста и сатаны. Так в любимой Митрополитом Иоанном "Совраске" за 14.03.95г. этот идеолог антисемитизма изложил такие теологические изыскания по национальному вопросу: "Русский человек видит теперь еврея и судьёй и палачём. Русский человек твердит: Жиды погубили Россию...". Либерально-реформаторское направление в РПЦ, считал богоборческим: "Убедившись в невозможности разрушить церковь путем прямого насилия, богоборцы делают ставку на ее разложение изнутри путем незаметной "прививки" к апостольскому святоотеческому вероучению Православия еретических воззрений и мудрствований".
Перечисленные вероучительные "истины" к концу 90 годов все более стало разделять церковное руководство, во главе с Патриархом Алексием II и митрополитом Кириллом (Гундяевым) переходя на экстремисткие консервативные, ультро-националистические позиции.

ВОТ ТЕБЕ - ХОТЬ ВЫКУСИ, ХОТЬ УКУСИ -
КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ БЕЗ КАНАЛИЗАЦИИ
ВСЕЯ РУСИ


С праздничного юбилея тысячелетия крещения Руси, помпезно отмеченного в 1998 году, Моспатриархия неустанно декларирует на весь мир о небывалом религиозном возрождении России. Хотя в действительности вместо возрождения веры среди народа, происходит подмена: постоянно усиливаемая клерикализация государства и общества, при активной поддержки этого процесса со стороны государственного бюрократического аппарата, что ведет к усилению роли "служителей культа" и особенно высшего иерархического звена в социальной и политической жизни государства и общества.
Как точно сказал один из современных богословов: "Клерикализация - это явление, при котором жреческая элита выступает посредником между обществом и небесами и требует от общества и даже государства веры в свою абсолютную исключительность, в эксклюзивность своего права выражать истину в последней инстанции". Отсюда всё усиливающиеся успешные попытки незаконного вмешательства Моспатриархии в жизнедеятельность государства и общества.
Россия по Конституции светское государство, в котором признается религиозное и идеологическое разнообразие, свобода убеждений. Тем не менее, государство помогает Московской Патриархии навязывать обществу новую идеологию (как в прошлом - коммунистическую) - православную веру в варианте толкований (изданий) РПЦ. Что в первую очередь проявилось в протаскивании лоббистами Моспатриархии через парламент и президента Б. Ельцина дискриминируещего закона "О свободе совести", вступившего в силу в сентябре 1997 г. Закона, практически предоставившего значительные льготы Моспатриархии. Поощряемая этим законом, РПЦ не только успешно пытается приватизировать духовную среду жизни, но и покушается на гражданские свободы, вмешивается в деятельность органов власти, внедряется в государственные и общественные структуры, изгоняя отовсюду своих религиозных конкурентов.
На основании нового закона в правах ущемляются не только так называющиеся "экзотические" секты, но, опираясь на ложный канонический постулат, Моспатриархия требует особой роли по "окормлению" жизненного пространства, понуждает гражданскую власть повсеместно дискриминировать и все остальные конфессии католиков и протестантов.
Одновременно Моспатриархии безвозмездно передаются огромные земельные наделы и всяческая недвижимость, в том числе и не религиозного назначения, никогда не принадлежавшая Церкви.
Католическая церковь многие годы безуспешно добивалась возвращения костёлов: в Москве, Смоленске, Орле, Пятигорске, Кисловодске и др. городах. Баптисты, Пятидесятники, Адвентисты получили отказ в просьбе о продаже или сдаче в аренду земли и зданий.
Преподавание религиозных дисциплин под видом "религиоведения" священнослужителями Моспатриархии вводится в высших учебных заведениях (даже в военных академиях).
В некоторых регионах (Смоленская, Курская, Московская области и др.) введено преподавание Закона Божия в рамках общеобразовательной дисциплины в государственных средних школах.
Происходит широкая клерикализация армии. Проводятся официальные церемонии (освещение знамён, ракет, кораблей, в частности солдат и оружия, направляемых на войну в Чечню), что грубо противоречит действующему закону "О статусе военнослужащих", запрещающему в военных частях религиозную деятельность.
То же самое можно сказать и о пенитенциарной системе, на территории которой строятся исключительно православные храмы, а из тюрем и лагерей вытесняются окормляющие заключенных священнослужители, не входящие в структуру Моспатриархии.
Подмена духовного возрождения посткоммунистического общества внешней православной клерикализацией неминуемо приведет к новому духовному кризису общества на фоне сомнительных уверений, будто в стране 60-70% населения - православные верующие. Более правдива статистика МВД, утверждающая, что во время церковного праздника "Рождества Христова" храмы Москвы (их около пятисот) посетило двести тысяч человек (т.е. полтора процента населения). Учитывая, что в этот праздник многие ходят в храмы просто из любопытства, процент истинно верующих реально оказывается ещё более низким.
Православный клерикализм, пытаясь загнать страну и общество в средневековье, кроме подавления свободы совести нередко обостряет и национальные противоречия, фактически относя русских православных к категории полноценных, а не русских и неверующих к лицам второго сорта, поощряя тем самым духовно-национальный апартеид.

КАК ВЫСКАЗАЛ НЕКТО, ВЕДЬ ЭТО ЖЕ СЕКТА,
В ЛИЦЕ РПЦ.
СКАЗАЛ, ЧТО ПРОТИВНО - ОНА ДЕСТРУКТИВНА,
ДОБАВИЛ КОВАРНО - ТОТАЛИТАРНА


В последнее время Моспатриархия развязала истерическую кампанию против новых религиозных движений, не без основания считая некоторые из них серьезными конкурентами. Обвиняя другие религиозные организации в подавлении свободы личности своих членов и лишения их основных гражданских прав, Патриархия действует по известному методу "держи вора". Утвердив на государственном уровне кабальный устав для своих приходов, полностью экспроприировав имущество церковных общин, упорно отказываясь от введения предусмотренного канонами церковного суда, сделав крепостными своих служителей, "красная церковь" сама превратилась в типичную тоталитарную секту,
До основания разрушены основы православной соборности. С самого основания РПЦ в 1943 году был отвергнут принцип выборности епископата. Далее, введенный Поместным собором в 1917-1918 гг., этот принцип был ликвидирован. Были ликвидированы также формально существовавшие даже в советские времена выборы приходских старост. В результате последних нововведений председатели церковных собраний не избираются прихожанами, а могут назначаться правящими архиереями. Тому уже есть примеры. Патриарх назначил протоиерея Олега Клемышева одновременно и настоятелем, и старостой в разгромленную общину отца Георгия Кочеткова. Из многих епархий приходят жалобы на епархиальные управления, предписывающие приходам принять новые уставы, в которых допускается возможность прямого назначения старост "сверху". Выступая в конце декабря 1997 года на московском епархиальном собрании, Алексий II подвел каноническую базу под патриархийный тоталитаризм. Извращая смысл 39-го Апостольского правила, гласящего: "пресвитеры и диаконы, без воли епископа ничего да не совершают", патриарх расширяет норму, касающуюся богослужебной деятельности, до необъятных размеров, в частности, угрожая расправой всякому клирику, рискнувшему "обращаться к государственным властям без соизволения вышестоящей церковной власти". Неудивительно, что патриарх считает такое толкование 39-го правила "фундаментальным церковным законом". В дальнейшем это положение было подтверждено решением очередного архиерейского собора.
На том же собрании патриарх пригрозил "церковно-дисциплинарной ответственностью" даже заштатным и находящимся уже под запрещением священнослужителям за любые высказывания, не совпадающие с его точкой зрения. А 29 декабря 1998 года Священный Синод довел эту идею "до совершенства", особо указав на недопустимость для пастырей создания вокруг себя таких общин, в которых имеет место критическое отношение к высшему церковному руководству. Интересно, каким образом, это руководство сочетает запрет критики в свой адрес с евангельским призывом: "если же согрешит брат твой, иди обличи его ..." (Матф. 18, 15-17).Среди духовенства чекисты с панагиями хотят видеть бездумных требоисполнителей, "православных шаманов", поощряющих всевозможные суеверия и магизм, законсервированных на уровне сельского жителя XIX века, но главное - своих беспрекословных рабов. В упомянутом докладе патриарх Алексий сформулировал новую теологию "красной патриархии", заявив по поводу критических выступлений некоторых священников по чисто гражданскому вопросу - принятию нового закона о свободе совести: "лица, имеющие иные мнения, по меньшей мере обязаны воздерживаться от публичного оглашения их. В противном случае они подлежат церковно-дисциплинарной ответственности. ... Каноны под угрозой строгих прещений воспрещают клирикам обращаться к государственным властям самовольно, без соизволения вышестоящей церковной власти". Так, за критику нового закона о свободе совести был выброшен заштат инспектор СПБ духовной академии игумен Вениамин Новик. Это уже не феодализм, это - рабовладение! Чем это не тоталитарная секта?
Устав об управлении РПЦ, ее гражданский Устав, типовой Устав приходов РПЦ, по своим требованиям жёсткой иерархической субординации всевластия Синода над епископатом, устанавливает церковный строй, в основе своей противоречащий православному каноническому праву, в частности постановлениям Поместного Собора РПЦ 1917-18 гг., церковную структуру, соответствующую не "Святой, Соборной и Апостольской Церкви", а военизированной, построенной на основе беспрекословной подчиненности младшего командира старшему по всей вертикали исполнительной власти. Даже стилистика действующих уставов РПЦ красноречиво свидетельствует об этом. Так например 1-й пункт типового Устава прихода РПЦ декларирует: "Приход есть религиозное объединение, является. первичным структурным подразделением РПЦ", а §4, пункт гражданского Устава РПЦ гласит: "РПЦ есть единое централизованное религиозное объединение, включающее в себя иерархически подчиненные структурные подразделения . . . " и т.д., не с устава ли внутренней службы госбезопасности были позаимствованы эти принципы казарменного устройства?
Даже собирать приходской актив "десятку" - действующим Уставом запрещается без разрешения правящего архиерея.
Усилению тоталитарных свойств Моспатриархии способствовало также отторжение у общин и передача в централизованное владение высшему церковному руководству всего движимого и недвижимого имущества - всех зданий, предметов религиозного назначения, финансовых, земельных участков (Гражданский Устав РПЦ, 111, 15), что ведет к огромной концентрации власти в руках Патриарха и Синода. Именно эта антиканоническая церковно-номенклатурная приватизация, изъятия из ведения приходов собственности создает материальный фундамент тоталитаризма и всевластия руководства Патриархии над всеми сторонами церковной жизни.
Решительным шагом на пути превращения Моспатриархии в тоталитарную секту явилось узурпаторское решение Архиерейского Собора, состоявшегося в 2000 г., о передаче полноты власти в РПЦ от Собора Поместного Собору Архиерейскому и к тому же произвольной отмене обязательности сроков созыва Поместных Соборов, которые являлись "святая святых" канонического устройства Русской Православной Церкви (по определению последнего Поместного Собора РПЦ, состоявшегося в 1990 г., Поместный Собор должен был собираться в обязательном порядке не реже одного раза в пять лет).
Выдвигая абсурдные обвинения "тоталитарных сект" в попытках захвата власти, Патриархия сама стремится занять господствующее положение в государстве и вновь заполняет привычную нишу в сфере госбезопасности. Если при коммунистическом режиме место КПСС было для нее недостижимо и по линии госслужбы она довольствовалась агентурной деятельностью, то сегодня она претендует на монополию над всей духовной жизнью общества и навязывает государству свою ведущую роль в обеспечении национальной безопасности в духовной сфере.

 

РУЛИГИОЗНЫЙ МОНСТР - НА ЯЗЫК ОСТР,
ЕМУ НАДО ГРОМИТЬ НАТО


В христианстве убийство всегда считалось грехом, хотя убийство врага на справедливой войне или злодея, хотящего совершить преступление, оправдывалось на исповеди. Отдельные священники, правда, заявляли, что "убийство может быть и добродетелью" (журн. "Штурм", № 11-12,1996). В советский период под давлением властей иерархи обличали американские крылатые ракеты, однако до признания советских ядерных ракет "благословенными" и "православными" раньше еще никто не додумывался - даже в Совете по делам религий и отделе пропаганды ЦК КПСС! И вот теперь Патриарх Московский Алексий Второй, посетив Центр управления ракет стратегического назначения, назначил небесной покровительницей этих ракет святую Варвару - очевидно, чтоб ракета, не дай Бог, не пролетела мимо Вашингтона или Парижа. Еще дальше превзошел коммунистическую пропаганду "Всемирный Русский Народный Собор", о котором подробно будет идти речь в следующей главе,-одна из самых фундаменталистских право-славных организаций, возглавляемая Патриархом Московским и всея Руси Алексием и унаследовавшая многие черты дореволюционного "Союза русского народа".
Этот "Русский Собор" уже заявлял о претензиях на государственную власть и о непризнании существующих в мире границ. На созванном митрополитом Кириллом по благословению Патриарха полузакрытом заседании 12 ноября 1996 года, о котором относительно подробно сообщила лишь газета "Сегодня" за 13.11.96, соборяне призвали себе на помощь и благословили знаменитые ракеты SS-18. Экзальтированные черносотенцы, похоже, стали превращаться в подобие афганских талибов, грозящих всему миру "православным шариатом".
30 лет западный обыватель жил в страхе, что по воле какого-нибудь непредсказуемого или перепившегося генсека КПСС советские атомные ракеты устроят коммунистический конец света. Но вот коммунизм рухнул, СССР распался, обыватель облегченно вздохнул и... напрасно! На смену секретарям ЦК по идеологии выехал новый "всадник на бледном коне" - в митрополичьем клобуке, держащий в руке не слово Божье, а ракету SS-18. Митрополит Кирилл Гундяев объявил, что в расширении НАТО он видит библейские признаки пришествия Антихриста. Отменив волю Божью, новый идеолог РПЦ дал новое геополитическое понимание идеалов Третьего Рима и Святой Руси: "Россия не страна, а континент".
Представитель синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами протоиерей Константин Татаринцев углубил мысль старшего товарища, предав анафеме пацифизм и объявив, что на ядерном оружии только тогда есть печать первородного греха, когда оно созидается без православной молитвы. Пастырь Христов призвал перечислять часть пожертвований на храм от верующих на нужды ракетно-ядерного комплекса. Ядерное оружие США, созданное без православной молитвы, было названо "сатанинским".
Верхом кощунства прозвучала идея, что, поскольку советские ракеты, делались в Арзамасе-16, то живший в тех местах веком раньше преп. Серафим Саровский является небесным покровителем оружия массового уничтожения. Более того, в ряде выступлений ракеты, предназначенные для уничтожения миллионов мирных граждан, были названы "нашими ангелами-хранителями". Это новое богословское открытие: раньше в православии считалось, что существуют 9 чинов ангелов, но теперь в Московской Патриархии открыли десятый.
В последнее время много говорилось о том, что созданная в 1943 году Сталиным и Берией Московская Патриархия несет моральное разложение российскому обществу и угрозу национальной безопасности. Однако теперь становится ясным: этот религиозный монстр опасен для всего мирового сообщества, для мира во всем мире. Он может существовать только в условиях породившей его тоталитарной диктатуры как один из инструментов подавления свободы мысли, совести и религии, как одно из средств пропаганды мировой тирании под флагом Третьего Рима. На несогласных c этой возрожденной феодальной инквизицией призывается "огонь и сера" небес - "православное ядерное оружие".
Пока российское государство не прекратит вмешательство во внутренние дела православия через предоставление всех материальных возможностей исключительно сталинской патриархии при дискриминации истинно-православных верующих и не предоставит православным верующим гарантированное международными обязательствами право "организовываться в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой; выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим соответствующим требованиям и стандартам", псевдоцерковная структура РШ будет и дальше дестабилизировать обстановку в России и во всем мире.

 

ПРОКОЛЫ - ПРОТОКОЛЫ МОСКОВСКИХ МУДРЕЦОВ


В июне 1993 года в Даниловском монастыре прошел малозаметный Первый Вселенский Русский Собор, под руководством первых лиц РПЦ - Патриарха и митрополита Кирилла, мировоззрение которых за прошедшие годы, по выражению одного из аналитиков стало превращаться, в "гремучую смесь" агрессивного национализма и воинствующего клерикализма.
1-3 февраля 1995 г. состоялось заседание Второго Всемирного Русского Собора. Кроме первых лиц РПЦ - Патриарха Алексия и митрополита Кирилла, Собор возглавляли известные национал-патриоты: В. Ганичев, И. Кольченко, Н. Нарочиская, Н.Бурляев, А. Руцкой, А. Стерлигов, И. Константинов, Н. Рыжков, В. Распутин, В. Белов, Э. Володин, и прочие антидемократы, националисты-державники.
В итоговых документах содержалась резкая критика проводимой в стране национальной политики и заявлялось о готовности Моспатриархии возглавить все русские национальные движения и организации, особенно те, которые претендуют на проведение в ближайшем будущем Земского Собора: "Только Всероссийский Земский Собор во главе с Православной Церковью может по-русски, общим согласием, призвать на царство избранника Божьего". Какой статус будет у "избранника Божьего" можно догадаться из следующего постулата, принятого на "Соборе": - "Монархия является оптимальной, исторически апробированной, многовековой формой государственной власти в России". Кстати, о предпочтении монархии как более высокой формы государственного устроения говорится и в основах социальной концепции, принятой Архиерейским Собором в 2000г.
Третий "Всемирный Собор" сделал еще один шаг по пути усиления этноконфессионального шовинизма. "Угнетенное состояние этнических россиян в ряде государств, различные националистические силаы, антирусские настроения - все это требует адекватной реакции со стороны российского государства". "Русский народ имеет право на воссоединение", - не аналогичны ли крики и плач о разделенном народе легли в основу воссоздания Третьего Рейха и привели к аншлюсу Австрии, Эльзаса, Судеты, Гданьска, привели к II Мировой Войне.
Вот еще творческие "перлы", обнародованные III "Собором": "Собор прелагает провести в ближайшем будущем собрание представителей органов законодательной и исполнительной власти, субъектов Федерации, политических сил с целью выработать соглашение о главных принципах преодоления кризисного состояния Отечества.
Собор готов взять на себя инициативу по организации и проведению подобного форума" - то есть Земского Собора для избрания своего "Годунова". Где же спрашивается действующая Конституция демократического, светского государства? - Вот оно торжество клерикального национализма!
Шестой Всемирный Собор, своим присутствием и выступлением почтил президент Владимир Путин. В своем обращении Президент пытался увещевать участников Собора, призывая их к религиозной толерантности в новых условиях! "А нам необходимо общественное единение в неприятии ксенофобии и насилия, всего того, что питает идеологию терроризма ... мы обязаны противопоставить духовность и терпимость".
Однако в речи Алексия II путь общественного единения предлагался таким образом: мы, дескать, не против, но лишь под нашим мудрым руководством. "Россия и вся православная цивилизация должны стать одним из центров (наверняка лукавит - хочет чтобы единственным - Г.Я.) принятия решений в мире, должны благотворно воздействовать на его настоящее и будущее. Пусть пророческими окажутся слова Ф.М. Достоевского, писавшего, что наша страна "скажет всему миру, всему европейскому человечеству и цивилизации свое новое, здоровое и еще не слыханное миром слово".
Впав в прелесть величия - Алексий II забыл, что Моспатриархия уже сказала в свое время - в 1949 г.- от имени России и Церкви еще неслыханное слово - Почетный Адрес Богоизбранному Вождю всех времен и народов - Великому Сталину к его 70-летнему юбилею. И не нашелся тогда ни один правящий архиерей РПЦ, кто нашел бы мужество не поставить своей подписи под чудовищным документом. От одного "Собора" к другому растут безмерные притязания на власть Моспатриархии. Ее уже не устраивает классическая идея "Москва - III Рим", согласно которой православный "Василевск" в качестве старшего брата заключил в объятья Церквь (чуть было марево не воплотилось - слишком рано умер Сталин!). Ей подавай теперь западный папо-цезаристский вариант, несмотря на то, что даже в Средние века католическая церквь не смогла его осуществить. Но тайная мечта Патриархии - вдруг удастся в III-м Риме - ведь IV-ому не бывать. Неспроста Моспатриархия возлюбила в последнее время Патриарха Никона - это он пытался сделать своим вассалом тишайшего царя Алексея, управлять от имени Церкви государством, возродить на Руси папо-цезаризм восточного обряда.
Всем хорош новый Президент - и церковно возрастает, по отзыву духовника, примерный монастырский паломник, в беседах с монахами получает духовные наставления, сам похож на доброго послушника … Может быть, скоро воспримет "Глас Божий" и услышит истину о устройстве Сятой Руси через Мать-Церковь, и тогда явится чаемое чудо всемирного торжества русского православия. Только забыло его Святейшество, чем закончилась сказка А.С. Пушкина "О рыбаке и рыбке". Вряд ли "золотая рыбка" опять захочет служить и быть на посылках у православной "владычицы морской". Знать, как и в случае со святейшем Никоном, "близь при дверях" ожидает лишь разбитое корыто.
Вспомним еще раз Почетный приветственный Адрес духовенства и мирян РПЦ Вождю народов СССР Генералиссимусу Иосифу Виссарионовичу Сталину в день семидесятилетия 21 декабря 1949 г., подписанный всеми епископами РПЦ, многие из которых сами прошли через долгие пути сталинского ГУЛАГА. Среди бесчисленных подарков и поздравлений в адрес юбиляра этот документ был, пожалуй, самым ценным подношением - словесным подарком великому юбиляру. Почетный адрес был апофеозом служения "служителей культа" культу личности Сталина, которого они называли "Отечески заботливым попечителем всех сторон нашего человеческого существования". Так христианин может называть только Отца Небесного.

 

ПИАР ИДЕТ НЕ ОЧЕНЬ ГЛАДКО -
НЕОБЪЯСНИМАЯ ЗАГАДКА


На глазах у всего общества усиливается "вертикаль власти", подконтрольная Президенту Владимиру Путину, естественно немалое значение на выработку политических взглядов президента будет влиять его мировоззрение. Отсюда не простое любопытство, а вполне оправданное внимание привлекают неожиданные противоречивые сообщения о религиозности Путина.
Еще в сентябре 2000 года, в прямом эфире Си-Эн-Эн известному шоумену Ларри Кингу на вопрос - "Вы верите в высшие силы?" В. Путин ответил: "Я верю в человека, я верю в его добрые помыслы. Я верю, что все мы пришли для того, чтобы творить добро". Этот ответ достоин убежденного гуманиста, и только. Но постепенно в СМИ стали появляться картины Путина-паломника, посещающего храмы, монастыри, его беседы с монахами, и даже момент посещения Путиным Святого Никольского Православного Храма Нью-Йорка (во время последнего визита в США), где служилась панихида по жертвам террора.
В интервью. взятой Джеральдиной Фейган 30-ого августа - 2001 года, представителем Кестонской Британской Исследовательской Службы, высокопоставленного чиновника Администрации Президента Максима Мейера, прозвучала интересная информация. Мейер неодобрительно отозвался об архимандрите Тихоне (Шевкунове), - и упрекнул его в самозванстве. На вопрос о том, действительно ли о. Тихон - духовник Президента, Мейер ответил: "Это совершенно не соответствует действительности ни в отношении самого Путина, ни даже в отношении его жены". Заодно Мейер высказался и в адрес самой РПЦ: "Многие доверяют им. Нам известно, что на самом деле происходит в церкви, но люди об этом не знают... Церковь только занимается интригами, денежными делами и отношениями с государством, между тем ее основа разрушается и тает".
Не за эти ли откровения М. Мейер был немедленно изгнан из Администрации Президента?
8 декабря 2001 года в связи с визитом Путина в Грецию в "Известиях" было перепечатано интервью афинской газеты "Хора" с самим Тихоном Шевкуновым, в котором тот торжественно свидетельствует об образцовой религиозности самого Путина и всей его семьи. Притом в предисловии к публикации "Известия" представляют о. Шевкунова именно как духовника Российского Президента.
Если Президент Путин действительно стал православным верующим, то это событие можно только приветствовать, как и сам факт появления духовника у руководства страны, обратившегося к вере. И хотя этот вопрос относится к сфере личной жизни, тот факт, что духовником Президента объявляется политизированная личность, занимающая активную антидемократическую позицию, вызывает у многих обоснованную тревогу. Архимандрит Тихон участвовал в изгнании с прихода популярного о. Георгия Кочеткова и его многочисленной общины, после чего и занял его храм на Лубянке. Архимандрит Тихон является одним из духовных лидеров телепрограммы "Русский дом" фундаменталистско-националистического направления. Вот примеры высказываний о. Тихона, выражающих его мировоззрение:
В 1998 году статья "Шенгенская зона", являющаяся программной для фундаменталистов - борцов с "числом зверя" "666" была помещена не только в "Русском доме", но и в баркашовской РНЕ "Русский порядок": "Меня поразило в Нью-Йорке какое-то несоизмеримое количество цифр 666 ... Три гигантские шестерки светятся на небоскребе, на крышах такси, телефонный аппарат был украшен теми же цифрами...".
А вот что говорит о. архимандрит о цензуре: "Цензура - это нормальный инструмент в нормальном обществе, который должен отсекать экстремальное. Лично я конечно же за нее и религиозной области и в светской".
Что представляет из себя журнал "Русский дом" легко понять например из свежей публикации - № 12 за 2001 г. В статье на злободневную тему (12 декабря - день Конституции РФ) "Лживость либеральной Конституции" (одно название чего стоит - Г.Я.), некто А.Н. Савельев так "прославляет" основной закон страны:
"Конституция РФ" исходит из общерусских принципов на равноправие и самоопределение народов", а значит русский народ, создавший Россию и составляющий более 85% населения ставится на одну доску с малыми народами".
"Вся первая глава Конституции РФ "Основы конституционного строя" - сплошная ложь. Ни один пункт из всего, что написано в ней, никогда не исполнялся.
"В Конституции декларируется невозможность государственной религии, а значит предопределена и законодательно утверждена тотальная безнравственность власти".
"Вся вторая глава Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина" - сплошная ложь".
"Декларированная в Конституции свобода совести - становится свободой бессовестности".
"Перечислить все мерзости Ельцинской Конституции просто не представляется возможным", - такой сентенцией заканчивается этот панегирик действующей Конституции.
Влияние духовника на мировоззрение духовного чада может быть огромным. Президенту Путину не грозит опасность быть завербованным органами (как, например, это случилось с неудачливым полковником Трофимовым), но есть ли гарантии, что гарант Конституции не впадет в искушение, соблазнившись антиконституционными идеями, пропагандируемыми "Русским домом" и идеологом этого "Дома", духовником Тихоном Шевкуновым?

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ -
(ПРИВЛЕЧЕНИЕ К ИЗЛЕЧЕНИЮ)


Да не смутится сердце читателя от некоторой доли иронии в этих заметках на столь возвышенную тему. Покров иронии дает мне возможность преодолевать застарелую боль о тяжкой судьбе российского Православия.
Вот уже тридцать лет я открыто защищаю мою Церковь от разрушающих ее внутренних и внешних врагов, без лицеприятия стремлюсь говорить об ее болезнях, полагая, что язвы, загнанные внутрь, ведут лишь к гибели.
И верующим, православным христианам, которые собственно и составляют Церковь в ее полноте, и всему российскому обществу необходимо знать всю правду о Московской патриархии, незаконно объявившей себя правопреемницей тысячелетнего отечественного Православия.
В 1965 году, после моего первого выступления (вместе с о. Николаем Эшлиманом) с открытым письмом о положении Церкви в СССР, госбезопасность руками патриарха Алексия I запретила меня в священнослужении на 21 год, поступив гуманнее, чем патриарх Алексий II, и его синод, которые по своей собственной инициативе лишили меня сана, а через четыре года в 1993 году, вовсе отлучили от церкви. Эти решения, грубо попирающие каноны вселенского и российского православия, я не признал. Остаюсь священником Церкви православного возрождения и ожидаю справедливого решения высшей церковной инстанции - Поместного собора, единственно правомочного решить мой вопрос,.
Без возрождения Православия нет возрождения и России. Но истинное возрождение - это не статистические отчеты о переданных государством храмах и монастырях, не количество освященных офисов и не демонстративное стояние государственной номенклатуры со свечкой в руках.
Истинное возрождение - это духовное самосознание общества, обретение высших нравственных ориентиров, что немыслимо без покаяния и отречения от преступлений прошлого.
Пример такому устремлению к правде должна была показать Русская православная церковь, которой с избытком есть в чем каяться. Однако Московская патриархия упорно отказывается признать правду о самой себе, в корыстных целях искажает свою историю, сочиняя собственную мифологию для обоснования своего мнимого происхождения от святых князя Владимира, преподобного Сергия, патриарха Тихона.
После опубликования комиссией Верховного Совета России части архивных материалов КГБ об агентурном служении высшего духовенства РПЦ, Патриархия под напором гласности в 1992 году была вынуждена создать свою комиссию по расследованию фактов сотрудничества представителей Церкви со спецслужбами, которую возглавил епископ Костромской Александр. Но за прошедшие годы эта комиссия не представила никаких следов своей деятельности; обошли молчанием результаты расследований и Архиерейские соборы 1994 и 2000 годов. Несомненно, существование патриархийной комиссии (в настоящем времени, так как формально она не упразднена) имеет подлинной целью не раскрытие перед лицом Церкви правды о позорных заслугах руководства РПЦ перед "социалистической Родиной", а, напротив, сокрытие истины.
Лидеры Московской патриархии не признают и не отрицают своей многолетней работы на КГБ, полагая, что их некому заставить говорить. Тем самым патриарх и синод снова и снова обнаруживают преступное пренебрежение и равнодушие к пастве, оторванность от народа. Из иерархов Церкви лишь Литовский архиепископ Хризостом нашел мужество открыто подтвердить свое агентурное прошлое под кличкой "Реставратор".
В 1992 году парламентская комиссия по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП вынесла частное определение (см. Приложение) с предложением запретить использование духовенства в качестве секретных сотрудников спецорганов. По моему предложению Верховным Советом России были приняты действующие и поныне поправки к законодательству, включающие священнослужителей в категорию лиц (в их числе прокуроры, судьи, депутаты), вербовка которых спецорганам запрещена. Однако внесенное парламентской комиссией предложение Церкви самой принять внутренние установления (каноны), не разрешающие духовенству по совместительству заниматься стукачеством, Патриархией приняты не были. В отличие от Моспатриархии Свободная Православная Церковь, возглавляемая Митрополитом Суздальским Валентином (Русанцевым), внесла отказ от сотрудничества со спецслужбами в текст священнической клятвы, произносимой ставленником перед рукоположением.
После крушения СССР Патриархия терпит поражение в "ближнем зарубежье". Общины Украины, Эстонии, Молдавии в значительной части отделились от "московского престола" из-за нежелания Патриархии встать на путь очищения и возрождения. Неудивительно, что в сознании этих церквей РПЦ является двойником коммуно-советского тоталитаризма.
Серьезного духовного влияния на общество Патриархия не имеет ни там, ни в самой России.
Будучи порождением тоталитарного режима, Московская патриархия, отказавшись от соборного устройства, сама является организацией тоталитарного типа. Естественно, что она не находит себе места в свободном демократическом обществе. Этим объясняется ее тяготение к политическим образованиям коммунистического и национал-патриотического толка, имеющим аналогичную тоталитарную структуру в своих организациях.
В многовековой истории Христианские Церкви, неоднократно попадавшие в полосы тяжкого кризиса, выходили из него жизнеспособными только в случае широкого участия в деле церковного возрождения самого верующего народа. Не может быть исключением из этой исторической закономерности и трагическая судьба Русской православной церкви.
Восстановление Православной церкви в России в том виде, какой она по достоинству должна быть, невозможно без глубоких внутренних реформ и возвращения к демократическим принципам Поместного Собора 1917-1918 годов. Необходимо отменить всевластие Патриархии и Священного Синода, возродить каноническую выборность духовенства по всей вертикали иерархии. Сделать это невозможно без люстрации высшего руководства Патриархии: лица, продвинутые на высокие церковные посты по указанию спецслужб, должны ответить перед верующими за свое пособничество безбожному режиму, или хотя бы принести публичное раскаяние за свое Иудино прошлое. Только избавившись от наследия коммунизма, Церковь сможет стать общественной силой, открыть уста для проповеди, служить миру примером своими добрыми делами. Иначе РПЦ окончательно превратится в реликтовый этнографический заповедник, в комбинат обрядово-бытового обслуживания для невежественного и невоцерковленного народа.

 



Приложение

Частное определение
Комиссии президиума Верховного Совета Российской Федерации
по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП


Руководителям, иерархам Русской Православной Церкви:
Комиссия обращает внимание руководства РПЦ на антиконституционное использование Центральным комитетом КПСС и органами КГБ СССР ряда церковных органов в своих целях путем вербовки и засылки в них агентуры КГБ. Так, по линии Отдела внешних церковных сношений выезжали за рубеж и выполняли задания руководства КГБ агенты, обозначенные кличками "Святослав", "Аламант", "Михайлов", "Топаз", "Нестерович", "Кузнецов", "Огнев", "Есауленко" и другие. Характер исполняемых ими поручений свидетельствует о неотделеиносги указанного Отдела от государства, о его трансформации в скрытый центр агентуры КГБ среди верующих.
Через посредство агентуры держались под контролем международные религиозные организации, в которых участвовала и РПЦ: Всемирный Совет Церквей, Христианская Мирная Конференция, Конференция Европейских Церквей, Политбюро ЦК КПСС, председатель КГБ СССР Ю.Андропов докладывал ЦК КПСС о том, что КГБ держит под контролем отношения РПЦ с Ватиканом.
Такая глубокая инфильтрация агентуры спецслужб в религиозные объединения представляет собой серьезную опасность для общества и государева: органы государства, призванные обеспечивать как на многомиллионные религиозные объединения, так и через них, на ситуацию в стране и за рубежом. Как показал государственный переворот 19-21 августа 1991 года, возможность использования религии в антиконституционных целях была реальной.
Глубокую обеспокоенность вызывает визит митрополита Питирима (Нечаева) к объявленному Президентом России вне закона государственному преступнику Б.К.Пуго 21 августа 1991 года. На дипломатическом языке - это признание "де-факто". Питательной средой для такого визита явилось то обстоятельство, что Издательский отдел Московской Патриархии контролировался агентурой КГБ. В отчетах 5 управления КГБ СССР по линии Издательского отдела постоянно упоминаются агенты "Аббат" (из иерархов) и "Григорьев", часто ездившие за рубеж и, очевидно, занимавшие (занимающие) высокие посты в этом учреждении.
Несомненная вина в сложившемся положении - на КПСС и подотчетных ей органах государства. Но несомненно и то, что сами религиозные объединения не знают всей правды о своих сотрудниках. Люстрация церковной агентуры могла бы быть жестким, даже жестоким актом по отношению к Церкви, и без того много пострадавшей. Комиссия считает, что лучше если верующие сами найдут способ очищения от привнесенных, антиконституционных элементов.
Но, к сожалению, руководство Церкви до сих пор не высказало официального отношения к проблеме своей деполитизации. Референт Патриарха Алексия II, диакон Андрей Кураев, объявил публикации о материалах Комиссии гонением на Церковь и даже "триумфом" самого КГБ ("Московские новости" № 10 за 1992 год). Однако архиепископ Вильнюсский Хризостом по существу опроверг диакона Кураева и рассказал о своем 18-летнем сотрудничестве с КГБ ("Российская газета" № 52/388 за 1992 год, стр. 7).
В виду отсутствия официальной точки зрения руководства Церкви Комиссия рекомендует внести в канонические и гражданские уставы запреты на тайное сотрудничество ответственных работников Церкви с органами государства, а также изучить предшествующую деятельность своих органов управления и международных отделов в свете соответствия этой деятельности конституционному принципу отделения Церкви от государства. Со своей стороны, для устранения опасности использования Церкви в антиконституционных целях, Комиссия предложила внести поправки в действующее законодательство, воспрещающие привлекать священнослужителей к оперативно-розыскной деятельности. Однако добиться практического исполнения этого положения можно только при запрете с обеих сторон - и со стороны государства, и со стороны самой Церкви.
Комиссия выражает надежду, что РПЦ сможет преодолеть тяжелое наследие прошлого.
1992 г. Председатель Комиссии,
народный депутат П.Пономарев

 

Священник Глеб ЯКУНИН


Родился в 1934 году.
В конце 50-х годов посвятил себя христианскому служе-нию. В 1958-59 годах учился в Московской Духовной семинарии. 10 августа 1962 года рукоположен в сан священника.
В 1965 году совместно со священником Николаем Эшлиманом обратился с открытым письмом к патриарху Алексию I о положении Православной церкви в СССР и о предательстве интересов церкви руководством московской Патриархии. По указанию КГБ в мае 1966 года церковной властью был - "впредь до раскаяния" - запрещен в священно-служении, при активном содействии архиепископа Алексия (Ридигера), ныне являющегося патриархом Алексием II.
В 60-е - 70-е годы отец Глеб Якунин - деятельный участник правозащитного движения. В 1976 году - соучредитель "Христи-анского комитета защиты прав верующих в СССР". До ареста (1 ноября 1979 года) опубликовал сотни документов, писем, материалов, свидетельствующих о массовом подавлении религи-озной свободы в СССР.
28 августа 1980 года осужден Мосгорсудом по ст.70, ч. 1 "за антисоветскую агитацию и пропаганду", был узником совести до 1985 года, затем - два с половиной года ссылки в Якутии.
Реабилитирован Постановлением Верховного Совета РФ 18 октября 1991 года.
В 1990 году избран народным депутатом России. Был заместителем председателя Верховного Совета РФ по Свободе совести, содействовал принятию Закона "О свободе веро-исповеданий". Способствовал открытию многих храмов и монастырей.
В конце 1991-1992 г.г. участвовал в работе парламентской Комиссии по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП, опубликовавшей архивные материалы КГБ о сотрудничестве номенклатуры Московской патриархии с госбезопасностью. По формальному основанию, а фактически за раскрытие этих архивов, защиту интересов верующих и рядового духовенства 1 ноября 1993 года был лишён сана. Считая эту расправу незаконной, в 1994 году перешел в независимую Украинскую Церковь, в которой служил священником до 2000 года. За обличение руководства Московской Патриархии в расхищении гуманитарной помощи на сотни млн. долларов и за призыв высокопоставленных церковных агентов-стукачей принести церковное покаяние - в феврале 1997 года с вопиющим нарушением церковных канонов был отлучен от Церкви. И это разбойничье деяние не признал.
В сентябре 2000 года принимал участие в учреждении в городе Москве "Церкви Православного Возрождения" и в канонизации (прославлении) в качестве священномученика и просветителя злодейски убитого в 1990 году священника Александра Меня.
В 1993 - 1995 г.г. - был депутатом 1-й Государственной Думы. Продолжает заниматься правозащитной деятельностью, член правозащитной "Московской Хельсинской группы". Возглавляет "Общественный Комитет Защиты Свободы Совести".
КОНЕЦ
Hosted by uCoz